Пишите в ФОРУМ
на Mountain.RU
Автор: Шумихин Константин, Ирландия
Впечатления от просмотра фильма
"Touching the Void".
Кто-то, возможно, читал мою статью
"Записки
об Ирландии" на mountain.ru . Так вот, я продолжаю находиться
здесь, практически на краю Европы, т.е. в глуши. Но в моей деревне
есть кинотеатр и недавно в него завезли фильм "Touching the Void"
(Прикасаясь к пустоте). И вот, заранее договорившись, почти вся
скалолазо-альпинистская тусовка нашей деревни Galway, это человек
десять, навострили лыжи в кинотеатр.
Аннотация к фильму не оставляла нам выбора – мы должны были это
увидеть.
Краткая аннотация фильма (мой
вольный, сокращенный перевод):
Два британских альпиниста - Joe
Simpson и Simon Yates - в июле 1985 года решили совершить первопрохождение
западной стены Siula Grande (Перу). После успешного восхождения,
на спуске (4-й день), Симпсон, упав с небольшого карниза, сломал
ногу. Ейтс, связав две веревки вместе, стал спускать пострадавшего
товарища. На очередном участке, когда Симпсон повис под карнизом,
ребята попали в патовую ситуацию. Джо не может подняться, Саймон
спуститься. В конце концов, в условиях ухудшающейся погоды и надвигающейся
ночи Саймон Ейтс, боясь сорваться, решает перерезать веревку. Джо
Симпсон улетает в трещину на леднике. На следующий день Саймон,
увидев, в какую пропасть улетел Джо, предположил, что напарнику
не удалось выжить, и спустился в лагерь один. Основная часть фильма
показывает, как чудом оставшийся в живых после многометрового падения,
со сломанной ногой, Джо Симпсон 4!! дня ползет к лагерю в долине.
Все заканчивается хорошо. Вот такая
история.
Скажу сразу - фильм смотреть
стоит. Во-первых, это реальная история. Во-вторых, фильм снят в
стиле документального кино. То есть настоящие участники этой истории
- Джо, Саймон и ожидавший их внизу Ричард Хокин (Richard Hawking)
- рассказывают, как это было, а актеры-альпинисты (кстати, очень
похожие на Симпсона и Ейтса) играют как бы документальное восхождение.
Съемки настолько натуральны, что некоторые зрители удивляются -
кто же снимал, если их на горе было только двое? Я то сразу (минут
через пять) раскусил, что это актеры. Уж очень хороши и многоплановы
съемки.
Первая часть фильма - восхождение,
это как бы завязка, тут сказать нечего. Но вот начинается центральная
часть действия - экстремальная ситуация, напарник ломает ногу. Что
делать? Лихорадочно перебираю в уме методы и варианты. Уже не просто
смотришь фильм, а анализируешь действия участников, естественно,
примеряя на себя. Что бы я делал в этой ситуации? Что нужно было
сделать?
Медленно в душу закрадывается
сомнение - что-то не так. Что-то они делают не так! И вот кульминация
трагедии - связав две веревки вместе, Саймон Ейтс, выдав первую
веревку, ждет когда Джо Симпсон закрепится. Это у них такой условный
знак - остановил Саймон выдавать веревку, значит закрепись. Но Джо
завис над трещиной, сил вылезти наверх у него нет. А из-за организации
страховки через себя на снегу у Саймона
нет возможности спустится вниз, к Джо. Долго они оставались в таком
положении, пока Саймон, не начав соскальзывать, перерезает веревку.
Ужас!?
Нет ребята, это только начало.
Ужас в том, что Джо должен закрепиться, потому что...
Сядьте и застрахуйтесь, чтобы
не упасть. Потому что узел, соединяющий две веревки, не проходит
сквозь спусковое устройство. Вот так просто, для неспециалистов
(мало ли кто фильм смотреть будет), объясняет кто-то из участников
возникшую проблему. У меня уже голова закипает, шарики
за ролики не цепляются. Но кто я? Вот ребята, как было сказано в
начале фильма, - высококлассные альпинисты. Хотя меня учили...но
может так надо. Дальше события развиваются с лавинной скоростью,
моя голова явно перегревается, анализируя все детали этого фильма.
Отмечаю для себя - у них нет жумаров. А были ли жумары в 85-ом?
Сколько у него ледовых крючьев? Почему он не использует самовыверт?
Почему не сигналит фонариком? Люди, помогите! Но вот следующая ситуация,
и я уже спокоен, как пациент дурдома, получивший укол успокоительного.
Эта гора находится в совершенно
безлюдном районе, и для того, чтобы кто-то заботился об их лагере
(одна палатка), ребята взяли с собой еще одного британца, весьма
далекого от альпинизма. Это - Ричард Хокин. Ричард тоже участвует
в фильме в качестве комментатора и честно делится своими ощущениями.
Говорит он примерно следующее : "Ребят уже нет пятый день, наверное,
они погибли. Может, мне пора уходить из этой пустынной долины? Но
кому что сказать, я ведь даже не знаю их фамилий."
...?!
Хорошо, что мух еще нет, а так
бы одна непременно залетела в мой широко открытый от удивления рот.
Все мои вопросы самоликвидировались. Кому светить фонариком, если
никто не ждет?
Что дальше? Джо героически полз
4 дня (!) по леднику со сломанной ногой и дополз буквально в последнюю
ночь, когда Саймон и Ричард уже готовы были уходить. Все закончилось
благополучно. Все живы и уже здоровы.
Не воспринимайте мою критику,
как повод не смотреть этот фильм. Повторюсь еще раз: смотреть стоит.
В отличие от таких шедевров, как "Скалолаз" с Сильвестром Сталлоне,
или моего любимого фильма - "Вертикальный предел", этот фильм построен
на реальной истории. Отличие от настоящих документальных, альпинистских,
фильмов, в отличных съемках, без дрожащих рук и прочих неурядиц,
присущих съемкам реального восхождения, но многие моменты фильма
кажутся совершенно реальными, как бы документальными. Такого хорошо
поставленного альпинистского фильма я еще не видел.
Все мое удивление, и как результат,
критика основываются на "не советской" школе альпинизма. Джо и Саймон
показаны, как сильные альпинисты. А многодневный спуск Джо Симпсона
в долину, со сломанной ногой, – это, безусловно, героизм. Однако
никакой школы у них не видно. Кажется, что они просто в горах много
ходили у других подсматривали, кто как делает, перенимали - так
мастерство и росло. Вот если бы по этому
фильму сделать "разбор полетов", показать, как и что нужно правильно
делать в каждой возникающей проблемной ситуации, то такому учебному
пособию цены бы не было. Ведь на ошибках учатся, и лучше учиться
на чужих.
С уважением,
Ваш постоянный читатель (писатель)
Шумихин Константин
|